Профсоюзные здравницы выступили с законодательной инициативой

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

чтобы спасти санаторно-курортную систему

С каждым годом в России становится все меньше санаториев, и одна из основных причин тому — нерентабельность здравниц в отсутствие государственной поддержки. Депутат думы Ставропольского края, гендиректор принадлежащего профсоюзам ООО “Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск” Николай Мурашко выступил с рядом законодательных инициатив, принятие которых должно изменить ситуацию. Предложения по мерам господдержки санаторно-курортной отрасли внесены на рассмотрение краевой думы.

Напомним, что в начале года были закрыты три профсоюзных детских санатория в Кавказских Минеральных Водах: “Сосновая роща”, “Березы” и детский корпус санатория “Ленинские скалы”. Поэтому депутаты Ставропольской краевой думы в конце января обратились в правительство РФ с просьбой содействовать в возобновлении работы этих здравниц и предотвратить закрытие других (“Солидарность” № 6, 2013).

Депутат краевой думы, генеральный директор ООО “Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск” Николай Мурашко предложил парламентариям объективно разобраться, почему закрываются детские санатории, объединить усилия в изменении государственного подхода к организации детского оздоровления и добиться принятия конкретных мер поддержки санаториев. Ведь, несмотря на сделанный депутатами акцент на санаториях именно профсоюзной подчиненности, это проблема федерального значения, решать которую нужно незамедлительно.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- Мы были вынуждены прекратить деятельность по оздоровлению детей по причине ее убыточности, — констатирует гендиректор санатория Центросоюза в Ессентуках Одиссей Кюльбяков. — Низкая цена социальной путевки не позволяет обеспечить работу даже в ноль, без убытков. А убытки нам никто не компенсирует.

И это не единичный случай. Так, по данным, приведенным в проекте Концепции программы развития санаторно-курортного лечения в РФ, разработанной Минздравом России, количество детских санаториев в стране лишь за несколько последних лет сократилось с 450 до 368. Да и в Ставропольском крае закрываются не только профсоюзные детские здравницы. За годы рыночной экономики приостановлена работа 12 детских оздоровительных лагерей различной принадлежности. Среди них — “Салют” Минобразования Ставрополья, “Машук” в поселке Энергетик, “Лесные ключи” Изобильненского района, “Спутник” Кочубеевского района и другие.

По словам Мурашко, происходит это на фоне катастрофического невыполнения государством своих социальных обязательств, ежегодного сокращения госрасходов на санаторно-курортное лечение. Доказательством тому — отчет Счетной палаты РФ по “проверке использования средств федерального бюджета, выделенных в 2010 — 2011 годах на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно”. Так, с 2005 года финансирование расходов на эти нужды в 2011 году уменьшилось в 1,5 раза!

Из отчета Счетной палаты РФ: “…используемые Минздравсоцразвития России нормативы при определении объема средств, выделяемого на государственную социальную поддержку граждан в части санаторно-курортного лечения, заведомо предопределяют дефицит средств федерального бюджета и не позволяют обеспечить всех нуждающихся, в том числе граждан, подавших заявления в предшествующие годы, но не обеспеченных санаторно-курортным лечением”.

В результате получить положенную льготу не смогли многие. По данным Счетной палаты, на начало 2012 года 288 060 человек остались не обеспеченными социальной госпомощью.

- И еще один нюанс, — уточняет Николай Мурашко. — В отчете отмечено, что “стоимость путевки на санаторно-курортное лечение… по льготам установлена в 2010 г. (на 21 день) в сумме 16 720,8 рубля, в 2011 году (на 18 дней) — в сумме 16 041,1 рубля”. Значит, сокращаются не только количество приобретаемых льготных путевок, но и сроки лечения по путевкам.

Вывод напрашивается такой: государство сокращает сроки пребывания по льготным путевкам и занижает устанавливаемые им же цены. А в системе размещения госзаказа на санкурлечение основной критерий — это деньги, минимальная цена контракта. В итоге, поясняет Мурашко, установка на минимизацию цены вкупе с отсутствием какой-либо методики ценообразования в законе приводит на практике к тому, что начальная цена контракта (которая в результате торгов может еще и понизиться) формируется необъективно. В ней не учитываются все реально необходимые затраты для оказания полноценного санаторно-курортного лечения. Как следствие, санатории, том числе детские, недополучают средства на капремонт, на обновление лечебно-диагностической базы.

- Я считаю, что государство должно, наконец, обратить внимание на эту проблему, иначе через какое-то время мы останемся вообще без детских санаториев, или только с государственными, которые сидят на бюджетных дотациях, — говорит Одиссей Кюльбяков. — От себя еще хочу добавить, что оздоровление детей мы считаем важной задачей, и если государство повысит цену на социальную путевку, то мы готовы возобновить эту деятельность.

СЖИМАЯ ТИСКИ

Одновременно государство предъявляет все более жесткие требования к деятельности санаторной системы и вводит усиленный надзор за их выполнением.

- В 2012 году в санатории проведено 14 проверок различными надзорными инстанциями, — рассказывает Марина Михаэлис, директор — главный врач СКУ “Санаторий “Сосновая роща”, одной из профсоюзных детских здравниц КМВ, закрытых в начале 2013 года. — Мы, конечно, понимаем, что каждый делает свою работу, но поймите и нас: работа в режиме постоянных проверок нарушает нормальную жизнедеятельность санатория.

Действительно, за последнее время требования существенно изменились. По словам Михаэлис, нормативная площадь на одного ребенка в спальне увеличилась с 4 кв. м до 6. А это значит, что если раньше в той же “Сосновой роще” могли отдыхать до 300 детей в смену, то сейчас — на 100 человек меньше.

- А по факту получается еще меньше, — возмущается Михаэлис, — поскольку конкурсы по госконтрактам начинаются поздно. И хотя мы готовы работать на полную мощность круглогодично, первый квартал, как правило, санаторий простаивает. Кроме того, постоянно усиливаются требования государственных надзорных органов к технической и пожарной безопасности зданий и сооружений, выставляется масса требований к эксплуатационно-хозяйственной деятельности, к наличию средств индивидуальной защиты, пожаротушения, энергобезопасности. Соблюдение всего этого требует немалых ежегодных затрат.

Проиллюстрируем ситуацию на примере той же “Сосновой рощи”. Так, и санитарные нормы, и положения конкурсной документации требуют обязательного наличия санузлов в палатах, чего нет в здравнице — санузлы располагаются на этаже. Выполнение этих требований ввиду конструктивных особенностей и состояния корпуса возможно только после полной реконструкции санатория, который является к тому же еще памятником архитектуры местного значения. А это вопрос капвложений порядка 200 млн рублей. Но взять санаторию их просто негде, и он был закрыт.

Получается, что государство с одной стороны требует, а с другой — экономит на цене социальной путевки. А накопление этих проблем из года в год неизбежно приводит к невозможности продолжения деятельности и закрытию санаториев.

ДОТАЦИИ… ГОСУДАРСТВУ

Несмотря на проблемы, профсоюзные санатории уже более десяти лет продолжают принимать льготников по государственным социальным программам: ежегодно около 60 тыс. человек. Это обеспечивается благодаря перекрестному субсидированию данного вида деятельности внутри санаторно-курортной системы профсоюзов. По сути, профсоюзные здравницы из своей прибыли дотируют выполнение государственных социальных программ.

Кстати, более 20 тыс. из приезжающих в профсоюзные здравницы “льготников” — дети. Причем многие — из малообеспеченных и неблагополучных семей, а то и вовсе оставшиеся на попечении государства.

- У нас лечатся дети из малообеспеченных и малоимущих семей, воспитанники детских домов и домов ребенка, специализированных интернатов: дети-инвалиды с задержкой умственного развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, — рассказывает директор — главврач СКУ “Санаторий “Пикет” Наталия Сычева. — К ним мы проявляем особое внимание, помогаем в быту, приносим из дома и покупаем им какие-то личные вещи — одежду, игрушки. Наши медсестры и воспитатели за короткий срок становятся им родными, часто бывает, что дети начинают называть их мамами.

Сейчас закрытие трех детских здравниц в КМВ не отразится на возможности отдыха для этих и для многих других ребят. По словам Николая Мурашко, санаторно-курортная система ФНПР в регионе располагает возможностью для того, чтобы всех детей, которые отдыхали в прошлом году в санаториях “Березы”, “Сосновая роща”, “Ленинские скалы”, принять в других здравницах профсоюзов. Среди них — СКУ “Санаторий “Пикет”, СКУ “Санаторий “Москва”, СКУ “Санаторий им. С.М. Кирова”, ЛПУ “Санаторий им. Анджиевского”. Остается надеяться, что эти здравницы продолжат работу. А для этого необходимо изменить государственный подход к развитию отрасли.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

- На наш взгляд, государственный подход — это создание для всех санаторно-курортных организаций, которые реализуют государственные социальные программы, в том числе осуществляют детское оздоровление, равных условий хозяйствования и адекватной конкурентной среды, — говорит Мурашко. — Конкретные предложения по мерам государственной поддержки санаторно-курортной отрасли внесены нами на рассмотрение думы Ставропольского края. Это четыре законодательные инициативы, вкратце хотелось бы остановиться на каждой. Отмечу, что инициативы не касаются исключительно профсоюзных здравниц, а направлены на создание стимулов интенсивного развития санаторно-курортных организаций всех организационно-правовых форм.

Во-первых, мы предложили проект закона, который позволит субсидировать из регионального бюджета процентную ставку по кредитам на ремонт, реконструкцию и модернизацию базы тем санаторно-курортным организациям, которые занимаются оздоровлением детей и взрослых по государственным социальным программам. Это позволит удешевить коммерческие кредиты и, по нашему мнению, будет стимулировать развитие объектов, используемых для оказания услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению детей, подростков и льготных категорий взрослых граждан.

Во-вторых, нами предложены три законодательные инициативы с целью вынесения их на рассмотрение Госдумы РФ. Это: 1) нулевая ставка налога на прибыль для деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, 2) предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий, которые за счет своих средств приобретают санаторно-курортные путевки для сотрудников и 3) предоставление налоговых льгот физическим лицам, которые самостоятельно приобретают путевки.

Принятие этих мер направлено, с одной стороны, на создание дополнительных источников финансовых средств, остающихся в распоряжении санаторно-курортных организаций, чтобы эти средства можно было направить на модернизацию и развитие объектов. С другой стороны, приведет к существенному удешевлению стоимости санаторно-курортного лечения для конечных потребителей и, как следствие, повышению его доступности. И это, по нашему мнению, позволит решить задачу полной загрузки курорта без привлечения прямых бюджетных инвестиций на строительство новых объектов и расширение инфраструктуры.

Мы очень надеемся на помощь депутатов Ставропольской краевой думы, на понимание и содействие со стороны правительства и губернатора Ставропольского края и федеральных властей. Ведь мы решаем общую задачу и со своей стороны прилагаем все усилия для ее решения.

Наталья Кочемина
Центральная Профсоюзная газета «Солидарность» №8 (887) 2013г.

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>